English version

Русская версия


Драматург А. Строганов А. Строганов
НОВОСТИ    ОБ АВТОРЕ    ТЕКСТЫ    ФОТО    ПРЕССА    ПАРАРЕАЛИЗМ

Главная / Пресса / Птицы Додо остались дикими животными

Птицы Додо остались дикими животными

Беседа режиссера А.И. Дзекуна с Алиной Цодиковой

Источник: Саратовские вести. - Саратов, 1999. - 24 февр. (№ 42)

Этот человек еще долго будет напоминать о себе в нашем городе. Своими «скандальными» постановками «где-то там», своим появлением здесь, своими пока еще идущими спектаклями в драме. И наш интерес к этой противоречивой, яркой личности также долго не ослабнет. Ведь расставаясь с былыми кумирами, мы прощаемся с частичкой своего прошлого: с птицами «Додо», «Аркадией», «Братом Чичиковым»... И пусть пока живы «Мертвая обезьяна» и «Тайбеле»... и до окончательного «Падения Рима» еще есть время, в отсутствие автора эти спектакли уже живут по-другому... А впрочем, не хочется о грустном. Тем более, что мой собеседник сегодня весел и по-прежнему в своем репертуаре.

- Александр Иванович, после долгого путешествия на другие театральные острова вы вновь в Саратове. И что же вы здесь делаете?

- Учусь летать (смеется). Я отдыхаю. С великой радостью нахожусь в творческом отпуске. Перечитываю Ницше, Томаса Манна. Размышляю над инсценировкой «Доктора Фаустуса». Читаю Пушкина просто так. Нахожусь в семье, после того как 8 месяцев был бездомным человеком. Когда работал в Саратове, честно говоря, не ощущал такого огромного значения семьи.

-Непривычно было видеть вас на спектаклях ТЮЗа, АТХ… Пока здесь работали, творческая жизнь коллег вас мало интересовала...

- Не было времени, ведь я практически жил в театре. Сейчас это время появилось. Театр АТХ меня интересовал всегда. Я знал, что Иван Верховых создает нетрадиционный театр, хотя видел лишь его первый спектакль «Эмигранты». Сейчас посмотрел «Незаживающий рай» и «Когда пройдет пять лет». Во времена, когда «не надо задаваться высокими помыслами» (как говорил булгаковский Мастер), артисты АТХ мужественно ими задаются, стремятся открыть зрителям и самим себе некую поэтическую, духовную высоту. Мне понравилась и саратовская публика. Большинство пытались проникнуться происходящим на сцене, чувствовали, что там совершается что-то необыкновенное. Я пришел в ТЮЗ на сказку «Приключение Буратино» в день 85-летия Юрия Киселева. Для меня крайне важно, что все актеры и вообще весь театр не предали Мастера, не изменили ему.

-А в театре драмы вы так до сих пор и не побывали?

- Нет. Необъективным быть не хочется. Может быть, пройдет много лет, и я посмотрю этот театр. Ничего не имею против нынешнего художественного руководителя. Видел его спектакли и в ТЮЗе, и у Табакова. Считаю А. Кузнецова человеком театра. В «Маленьких трагедиях» мне нравилась суровая, аскетичная энергетика спектакля.

Я хотел бы, чтобы А.Куэнецов создал свой театр, чтобы актеры ему действительно поверили. Мне хотелось бы успеха театру. Но не такого, о котором я читаю в газетах. Я не знаю, какой зритель пришел в театр. И уверен, что показатели заполняемости зала подлинным свидетельством творческого роста и успеха не являются. Возможно, режиссер пока только проверяет, на что будет откликаться зритель. Это сложная проблема, тем более для человека, живущего в другой стране и бывающего в театре наездами.

- Александр Иванович, вы по-прежнему неисправимый максималист и субъективист. Не это ли стало причиной неприятия во МХАТе вашего спектакля «Интимные наблюдения» по пьесе А. Строганова, о чем мы можем судить по некоторым публикациям в центральной прессе?

- На самом деле все проще и сложнее. Оказалось трудным найти исполнителей, которые согласились бы существовать в ситуации творческого эксперимента. Старшее поколение мхатовских артистов не готово к такому самопожертвованию. Среднее занято за-рабатыванием денег, их внимание сосредоточено не на творчестве. Мне эту тенденцию не удалось пересилить. Во МХАТ зритель ходит плохо, причем на все спектакли. Для акте-ров это болезнь. Работая над спектаклем, они думают не о сущности того, что делают, а о том, будет ли смеяться публика. Им не хочется играть для школьников, которые иногда ведут себя так, что приходится вызывать ОМОН:

К тому же организация творческого процесса была, мягко говоря, неразумной. Спектакль репетировали с большими перерывами. Приходилось все время восстанавливать уже сделанное. В таких условиях невозможно было создать иллюзию импровизации, на которой я пытался построить действие. Прежде всего, я сам лично не удовлетворен уровнем постановки. Более того, я предложил художественному совету театра не принимать спектакль в первоначальном составе исполнителей. В результате чего главную женскую роль сыграла Наталья Мерц. С актрисой МХАТа был очень сложный творческий контакт, и мы расстались. С точки зрения общего уровня московских постановок, я считаю свою работу успехом, на русской сцене появился новый интереснейший автор, как в свое время появились Чехов, Вампилов. Как бы конфликтно ни складывалась судьба спектакля на сцене МХАТа (сейчас он вообще не идет, как мне сказали, по причине болезни исполнителя главной роли Валентина Никулина), он будоражит, а значит - это достаточно громко. Недаром появилась отрицательная и даже оскорбительная рецензия Марины Райкиной в «Московском комсомольце».

- В ней же, правда, прозвучало, что провинциальная актриса Наталья Мерц затмила мхатовских актеров. Расскажите о Наташе.

- Действительно, Мерц спасла мой спектакль. Наташа привыкла работать по-другому. Ей важны длительная кропотливая работа, серьезные творческие задачи. Мерц произвела очень сильное впечатление, тем более что в Москве редко увидишь такую красивую актрису. МХАТ с Наташей заключил контракт на один спектакль.

- Ваш театральный роман с Москвой завершен?

- Пока еще я пребываю в московском театральном пространстве. Есть ряд проектов с антрепризами и государственными театрами. Один из них - постановка пьесы Маркеса. Так что перспектива существует.

- После ухода из драмы вы поставили еще два спектакля в провинциальных театрах: «Собор Парижской Богоматери» в новосибирском «Глобусе» и «Додо» в Калининграде. Как вам работалось там?

- Провинциальные театры, и, прежде всего сами актеры, не так заражены коммерцией, цинизмом, равнодушием, как некоторые столичные. Они жаждут работы, творчески распахнуты. Для них главное - театр, а не деньги. И там получились спектакли почти адекватные замыслу. Кстати, в «Додо» главную мужскую роль играет выпускник Саратовского театрального училища, ученик Шляпниковой - Вячеслав Пономарев. Замечательный артист! Этот спектакль я уже ставил по-новому. Мотив бездомности Чайки превалирует, ведь я сам оказался бездомным. Чувство бессилия что-либо изменить в своей судьбе стало горше, трагичнее. Пришло понимание такой птицы Додо, как я, нет и таких островов тоже больше нет.

- На всей огромной географической карте?

- Возглавить какой-то провинциальный театр как художественный руководитель я уже не хочу. Если бы была возможность вообще ничего не ставить несколько лет, я бы не ставил. Хочется немного отойти от театра, подождать, когда пройдет время сезонных реформаторов и шоу-бизнеса. Хотя я нахожусь сейчас в состоянии выбора (как Гамлет: ставить спектакли или не ставить), но по статусу - безработный народный артист (смеется).

-И что же, в конце концов, дальше?

- В конце: «Последний Додо пошел навстречу судьбе, потому что он был глупой птицей» (смеется). Ну что ж. Нас хотя бы не приручили. «Додо до конца жизни остались дикими животными». Цитата (смеется).





НОВОСТИ   ОБ АВТОРЕ   ТЕКСТЫ   ФОТО   ПРЕССА   ПАРАРЕАЛИЗМ      English version  /  Русская версия


© Строганов Александр, драматург: пьесы, драматургия, произведения для постановки в театре. Сайт драматурга Александра Строганова. Барнаул 2007-2012

e-mail: jazz200261@mail.ru
Телефоны: (3852) 34-36-19; 24-58-11; 8-913-215-22-18
Адрес: 656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 102А-21
Моя страница в Facebook